Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, дотации, фиксированные цены
На микроуровне регулирующее воздействие государства, т.е. его вмешательство в рынок индивидуального товара осуществляется через:
налоги ( единичные (потоварные) - НДС, налог с продаж, акциз, налог с оборота, или суммарные - налоги на доходы), уплачиваемые государству продавцом (производителем) или покупателем (потребителем) (если в магазинах взимаются налоги сразу представителями налоговых инспекций);
дотации (выплаты производителям или потребителям, обеспечи-вающие доведение цены продаж до равновесной. В современных условиях России выплачиваются сельхозтоваропроизводителям на каждый килограмм животноводческой продукции, коммунальному транспорту, каждому гражданину России - ушедшие в прошлое дотации на хлеб);
фиксированные цены, устанавливаемые государством выше или ниже равновесных на отдельные группы товаров.
Налог, уплачиваемый в бюджет продавцом.
Дополнительный налог, уплачиваемый в бюджет продавцом , воздействует на кривую предложения, передвигая ее вверх (при росте налогов) или вниз(при их снижении) на величину ΔТ. При этом дополнительное налоговое бремя распределяется в сторону производителя или потребителя в зависимости от преобладающей относительной эластичности соответственно спроса или предложения. Этот налог увеличивает цену и уменьшает объем продаж.
2.Налог, уплачиваемый в бюджет покупателем.
Если налог уплачивается в бюджет покупателем, то кривая спроса сдвигается влево вниз на величину ΔТ, увеличивая цену до Р1 при уменьшении объема продаж за счет снижения спроса до Q1.
В условиях переходной экономики дополнительные налоги уплачивают производители. А поскольку продолжает действовать сложившаяся тенденция увеличения налогов, то предложение (а значит, и производство) изменяется лишь в сторону уменьшения. Увеличение налогов оправдано лишь в условиях перепроизводства. Однако потребность государства в доходах, а также социальная и структурная перестройка милитаризованного производства стран реального социализма обусловливают существование высокого налогового бремени в переходный период.
Пропорция распределения дополнительного налогового бремени и в этом случае также зависит от эластичности спроса и предложения: дополнительное налоговое бремя перекладывается на производителя, если спрос более эластичен, чем предложение, и на потребителя, если предложение эластичнее спроса.
В обоих случаях цена Р1 и объем продаж Q1 будут одинаковы вне зависимости от того, вносится налог в бюджет продавцом или покупателем.
Похожие работы:
- Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, дотации, фиксированные цены
На микроуровне регулирующее воздействие государства, т.е. его вмешательство в рынок индивидуального товара осуществляется через:
налоги ( единичные (потоварные) - НДС, налог с продаж, акциз, налог с ...
- Государственное регулирование рынка труда
Основные направления государственного регулирования рынка труда
Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он ...
- Цены рынка свободной конкуренции
Напомним, что рынок свободной конкуренции характеризуется:
• наличием множества фирм, причем доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения продукции настолько мала, что любое ее решение о по...
- Государственное регулирование хозяйства
Каким образом в послевоенный период американское государство регулирует экономическое развитие страны?
Здесь, как и в других странах, существует государственный сектор хозяйства, т. е. хозяйственные ...
- Государственное регулирование и самонастройка
Государственная система индексации денежных доходов населения (заработной платы) — это приспособление доходов к росту стоимости жизни в связи с повышением уровня цен на потребительские товары и ...